Кто из моих ровесников не зачитывался в юности произведениями Джека Лондона? Кого оставляли равнодушным истории, связанные с освоением Аляски? Лично я таких не знаю.
Так и видится: собачья упряжка, бегущая по снежной равнине в дельте какой-либо реки, а в нартах – веселый, бесстрашный погонщик - каюр. Только в книжках все легко и просто, в жизни все по-другому. Каждый метр пройденного пути на собачьей упряжке зарабатывается потом каюра, просто катиться в нартах не получиться.
Но лучше всего по порядку.
Неймется председателю Сургутской организации ВОИ Юрию Александрову - ищет приключений для себя и других, испытывает на прочность. Вот и в этот раз, замутил тему инклюзивного похода на собачьих упряжках «В ГОСТЯХ У ХАСКИ». с РОО «Федерация ездовых собак по ХМАО - Югры».
Мы возвратились из Воронежа 24 января 2022 года. Наш самолет сел в аэропорту Сургута в 6.55, а в 9.30 мы с ним были на точке старта - база сургутских моржей, клуб «Айсберг», где нас ожидали наши спутники.
Надежда Лебедева и Николай Шевченко провели инструктаж с новичками, рассказав о специфике передвижения на собачьей упряжке, нюансах управления, правилах ТБ и способах взаимодействия при движении по маршруту. Я с удивлением узнал, что функции погонщика- каюра в управлении упряжкой заключаются не в лежание на нартах и подачи голосовых команд, а в довольно утомительной физической работе: следить за тем, чтобы собаки в упряжке не запутали постромки, а при необходимости их распутывать: торможение на спуске; помощь при подъеме, т. е. толкание нарт сзади; помощь упряжке при движении по прямой, т. е. стоя на одной из лыж на заднике нарт, отталкиваться одной ногой, придавая дополнительную скорость движения; управление нартами в повороте. Джек Лондон бессовестно привирал, описывая поездки на собачьих упряжках, как развлекательную прогулку.
А дальше было что-то невообразимое. Было сформировано 4 упряжки по 6 хаски в каждой. Процесс комплектования собачьих упряжек сопровождался визгом и гвалтом своры, каждая из собачек чувствовала себя обиженной и ущемленной тем, что предпочтение в запряжке было отдано другой. В конце концов бардак закончился и был сформирован экспедиционный поезд: снегоход, 4 собачьих упряжки, мотобуксировщик, в простонародье - мотособака.
В инклюзивный поход по маршруту Сургут - Каменный мыс - Сургут, протяженностью 20 км вышла группа, состоящая из Александрова Юрия – инвалид-опорник, Филатова Сергея - тотальнослепой, Товалюка Никиты - инвалид по слуху, двух волонтеров из СурГПУ: Татьяны Меделян и Виталия Краснова и представителей «Федерации ездовых собак по ХМАО - Югры»: Надежды Лебедевой и Николая Шевченко.
С самого начала похода пришлось вносить коррективы в план. Предполагалось, что Надежда с Николаем будут сопровождать группу на снегоходе, обеспечивая контроль и необходимую помощь на маршруте всем участникам. Но лично у меня сразу же возникли сложности с управлением упряжкой, в особенности ориентировкой на местности, поэтому на нарты пассажиром устроилась Надежда Лебедева, а я находясь на заднике- управлял упряжкой. В таком тандеме - Надежда контролирует окружающую обстановку, а я управляю, мы прошли весь маршрут.
Экспедиционный поезд на первом этапе Сургут - Каменный мыс выстроился в следующем порядке: Николай Шевченко на снегоходе, проводит разведку трассы и обеспечивает связь между участниками похода, Татьяна Меделян идет на первой упряжке, на второй Краснов Виталий, на третьей Товалюк Никита, на четвертой Лебедева Надежда с Филатовым Сергеем, замыкающим на мотособаке - Александров Юрий.
Эти 10 км лично для меня не показались особо сложными, т. к. мой штурман - Надежда Лебедева просто идеально координировала весь процесс передвижения. У меня достаточно физических сил, для отработки функции каюра, но попотеть пришлось изрядно. В прочем следует отметить, что, по словам Надежды, опытные каюры проходят данный маршрут минут за 40, нам потребовалось почти 2 часа.
На Каменном мысу был организован полуторачасовой отдых: распрягли и подкормили собачек, сами попили чайку, перекусили, а перед обратным выходом прокатили на собачьей упряжке болельщиков.
Вторую часть маршрута, возвращение в Сургут провели с небольшой корректировкой состава: Краснов Виталий пересел на мотособаку, а Александров Юрий встал за каюра. Наступал вечер и начало смеркаться, поэтому возникали сложности с ориентировкой на маршруте, которые, в прочем, удавалось успешно решать.
Шестерка хаски, которой я управлял, вымоталась до предела. Не рассчитана упряжка из 6 собак тащить нарты с грузом около 180 кг.. Собачки подустали, а мне постоянно приходилось помогать им. Даже перед небольшой возвышенностью они вставали, а я толкал нарты сзади. В итоге, к концу похода чувствовал себя не лучше собак.
Уже почти на финише, в полосе берегового припоя, на наледи притопили мотособаку. Снегоходом выдернули наш любимый транспортировщик и дотянули его до базы сургутских моржей, клуб «Айсберг».
Полученный опыт при проведение инклюзивного похода на собачьих упряжках «В ГОСТЯХ У ХАСКИ» показал, что походы с составом из числа инвалидов может быть успешен. Существуют планы более длительных переходов. Ближайший маршрут, порядка 200 км, Сургут – Пелюгино – Тундрино - Сургут.